067 323 66 52

Зимняя эксплуатация кондиционеров, часть #1

Зимняя эксплуатация кондиционеров
У кондиционеров реверсивного типа, которые предназначены для работы как в теплое, так и в холодное время года, в паспорте указана допустимая для использования устройства температура воздуха. Если верить техническим паспортам, такие кондиционеры способны охлаждать воздух при +16 «за бортом» и работать на обогрев до -5 градусов Цельсия на улице. Многих из пользователей реверсивных аппаратов занимает вопрос: что будет, если игнорировать требования инструкции и использовать устройство в том случае, если температура воздуха серьезно отличается от той, которая была заявлена производителем?

Консервация

Эксперты утверждают, что самым лучшим способом сохранить кондиционер зимой является его консервация. Производится эта процедура специалистом по обслуживанию кондиционеров и состоит из нескольких операций, наиболее ответственной из которых является конденсация находящегося в системе хладагента в блоке аппарата, расположенном снаружи:

  • к сервисному разъему агрегата подсоединяется специальный коллектор;
  • кондиционер включается;
  • перекрывается жидкостный вентиль компрессорного модуля кондиционера;
  • при достижении давлением всасывания величины ниже атмосферного, перекрывается газовый вентиль;
  • коллектор отсоединяется.

Эти манипуляции позволят сохранить хладагент до следующего сезона, не дав ему улетучится через микротрещины и зазоры в соединениях магистралей. После этого производится блокировка или рассоединение электрических контактов, что позволит уберечь компрессор от непроизвольного запуска во время зимнего хранения. При необходимости внешний блок устройства ограждают от внешних воздействий, таких как падающие сосульки.

Но в некоторых случаях обойтись в зимний период без дополнительного обогрева совсем непросто и приходится на свой страх и риск включать устройство, чтобы прогреть воздух в квартире или офисе. Можно ли избежать выхода из строя оборудования при сильных заморозках?

Принцип работы

Многим пользователям кондиционеров хорошо известно, что само по себе устройство не способно генерировать холод или тепло – любой существующий в мире кондиционер, независимо от производительности и типа, просто исполняет роль «теплового насоса», эффективно перекачивая тепло в том или ином направлении. Тепло переносится посредством вещества со специфическими свойствами – хладагента, в качестве которого чаще всего выступает газ фреон. Передача тепла от фреона к окружающему наружный или внутренний блоки устройства воздуху происходит при помощи специальных деталей с большой площадью поверхности - теплообменников:

  • в некотором объеме происходит поглощение тепловой энергии через теплообменник;
  • компрессор перемещает фреон в теплообменник, расположенный в другом блоке системы;
  • через теплообменник, доставленное хладагентом тепло передается в помещение или наоборот – наружу.

Производительность подобной системы зависит от устройства и качества самого теплообменника, а также температуры воздуха, в среде которого происходит работа детали. В связи с этим главной проблемой, появляющейся при использовании устройства в холода, становится изменение основных характеристик производительности самих теплообменников под действием холода. Специалисты говорят, что при обогреве в холодную пору года любые используемые в системах теплообменники становятся «переразмеренными», а при охлаждении при недостаточно высокой температуре на улице – «недоразмеренными». В холоде оборудование могут настигнуть самые разные неприятности:

  • резкое снижение эффективности;
  • увеличение периода перехода при изменении параметров системы;
  • утечка жидкого хладагента в объем картера;
  • отказ запускаться в холода;
  • перебои в работе дренажа.

Перечисленные неприятности способны вызвать еще более печальные последствия:

  • обмерзание блока, расположенного в помещении, что влечет риск возникновения гидроудара и разрушения компрессора;
  • из-за слоя льда на теплообменнике, вода не уходит в дренаж, а беспорядочно стекает на крыльчатку, которая выбрасывает ее в помещение;
  • значительное ухудшение температурного режима двигателя, что может вызвать его выход из строя в любой момент;
  • повышение рабочей температуры компрессорной установки, что влечет за собой расплавление пластмассовых деталей системы;
  • обмерзание дренажной трубки.

Все эти неприятности могут расстроить кого угодно и узнав о них, пользователь кондиционера вряд ли захочет рисковать недешевым устройством. Но не все так плохо – выход есть, и он называется «зимний комплект».

В набор комплекта для зимней эксплуатации кондиционера входит замедлитель для вентилятора и два вида нагревателей: для картера и для дренажной системы. Как мы уже знаем, зимой снижается производительность теплообменника. Чтобы исправить ситуацию, можно уменьшить поступающий поток воздуха. Замедлитель, использующийся в этих целях, состоит из датчика, определяющего температуру конденсации, и исполнительной части, которая отвечает за регулировку скорости вращения крыльчатки. Точная регулировка позволяет избежать обмерзания и добиться стабильной работы при низких температурах.

Нагреватель картера предназначен для щадящего пуска компрессора, который при «холодном» запуске часто выходит из строя. Нагревательный элемент начинает выполнять свою задачу сразу же после того, как остановится компрессор. Благодаря подогреву натекание хладагента в картер не происходит даже при длительных простоях оборудования. Также при подогреве не загустевает от холода масло и все механические элементы системы получают достаточную смазку при работе.

Дренажный нагреватель призван решать проблему обмерзания дренажной трубки и обеспечивать нормальный отвод воды из системы. Эти устройства могут быть двух типов: расположенные внутри и снаружи дренажа.
Зимняя эксплуатация кондиционеров, часть #2